Форум

Добро пожаловать, гость 

Показать / спрятать

Добро пожаловать, гость! Для участия в форуме требуется регистрация.





Страниц: [1]
Автор Тема: ВЛИЯНИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ
admin
Администратор
Сообщения: 9
Permalink
Сообщение Ответ на: ВЛИЯНИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ
 August 23, 2024, 21:28
Цитата

Моторное развитие есть овладение новыми движениями. Моторное развитие делится на три фазы, следующие одна за другой в необратимой последовательности:

I фаза — овладение основным процессом движения в «грубой» форме при «грубой» координации
II фаза — коррекция, утончения и дифференцирование, тонкая координация движения
III фаза — закрепление и приспособление к различным условиям, стабилизация навыка

В моторном развитии огромную роль играют координационные механизмы. С формированием координации движений тесно связано развитие функциональных возможностей всех органов и систем. Нарушение координации движений являются основным признаком затруднения в обучении речевому процессу. Это касается как общей, так и «тонкой» моторики. Так, легче овладеть речью тому ребенку, у которого лучше развиты моторные навыки. И наоборот, ребенок, общее моторное развитие которого отстает от возрастной нормы, будет испытывать при обучении речевому процессу больше трудности.

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени формирования тонких движений пальцев рук. Для диагностики состояния мелкой моторики рук в детском саду не обязательно использовать какие-то специальные специальные методики. Достаточно воспитателю обращать внимание на то, как ловко он держит чашку, ложку, вилку, карандаш, как действуют пальчики при лепке , как пластично двигаются ладони при умывании.
Например, если в 4 года ребенок не умеет в пригоршне доносить воду до лица — значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура.

Для снятия силовых показателей развития динамометрической силы кистей рук, существует специальный прибор динамометр. Он работает по аналогии с эспандером ручным: чем сильнее сжимаешь ручку прибора, тем лучше показатель. Есть таблица показателей для разных возрастных групп, соответственно которой определяется степень развития силы кистей рук. Хотя и здесь можно применить нестандартные приемы исследования — игры «Рукопожатие», «Свистящая резиновая игрушка», «Держи крепко»: удерживание в руке бутылочки с водой и другие.

Обнаружив отставание у ребенка, стоит заняться с ребенком развитием мелкой моторики и подсказать родителям о дополнительных занятиях дома. Чем раньше начнется воздействие, тем лучше будет результат. И еще, занятия должны вызывать у самого ребенка благоприятный эмоциональный отклик. В противном случае эмоциональное напряжение от неприятного занятия вызовет обратный эффект — блокировку, т.е. действие не будут иметь результата. Поэтому чем и с чем ребенку лучше тренировать свои пальцы и руки лучше обсудить с ним самим (одним больше нравятся игры с массажёрами, другим с карандашами и.т.д.).
___________________________________
Дополнительные занятия дома для родителей

Материал: набор игрушек киндер-сюрприз на устойчивой основе, колючие массажные резиновые мячики или пластмассовые шарики- массажеры, грецкие орехи, каштаны, цветные карандаши.

Игры с предметами:

«Киндер-спортсмен» — манипуляции с мелкими игрушками (киндер сюрпризы устойчивой формы): удерживать на раскрытой ладони, поднимая ее вверх и вниз, либо совершая колебательные движения, как на качелях, удерживать киндер на каждом пальчике (вытянутом). Усложнение — поднимать и опускать руку выше-ниже, перекидывать киндер из ладони в ладонь, подкидывая киндер как можно выше.

«Жонглеры»: 1) подбрасывание грецких орехов, каштанов в одной руке.
2) из руки в руку, 3) друг другу, 4) перекладывание по верху с перекладыванием ловящей рукой в подкидывающую 2-х, 3-х предметов (как в цирке).

«Пиратские игры» — манипуляции с не подточенными цветными карандашами: 1) зажимать карандаш между соседними пальцами (все пальцы), усложнение — совершать колебательные движения карандашом; 2) удерживать равновесие карандаша, положенного на вытянутый палец (все пальцы); зажимать карандаш одним пальцем, сгибая палец крючком (все пальцы); одна рука ладонью вниз лежит на столе, пальца раздвинуты широко, карандаш во второй руке, поставлен на тыльную сторону ладони. Карандаш «прыгает» (как пираты тыкали ножом) между пальцами и возвращается назад. Движения идут от большого пальца к мизинцу. Разновидность — после каждого «прыжка» карандаш возвращается на тыльную сторону ладони (на исходное место). Вначале движения делаются медленно. С улучшением уровня координации движения убыстряются по желанию детей. У каждого ребенка скорость выполнения своя. То же с другой руки.
___________________________________
Развитие мелкой моторики в быту

Если ребенка не увлекает развивающиеся пособия — предложите ему настоящие дела. Вот упражнения, в которых малыш может тренировать мелкую моторику, помогая родителям и чувствуя себя нужным и почти взрослым

1. Снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире. Очищать крутые яйца.
2. Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупок). Очищать фисташки. Отшелушить пленку с жаренных орехов.
3. Собирать с пола соринки. Помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, гвоздики, фасоль, бусинки).
4. Лепить из теста печенье. Лепить из марципановой массы украшения к торту.
5.Открывать почтовый ящик ключом.
6. Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться. А так же разуваться раздеваться. Для этого чась обуви и одежды должны быть доступны ребенку, что бы он мог наряжаться, когда захочет. Учиться самостоятельно надевать перчатки. Пробовать зашнуровывать кроссовки.
7. Помогать сматывать нитки или веревку в клубок (о том, кто их размотал лучше умолчать)
8. Начищать обувь для всей семьи специальной губкой.
9. Вешать белье, используя прищепки (нужно натянуть веревку для ребенка).
10. Помогать родителям, отвинчивать различны пробки — у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и.т.п.
11. Помогать перебирать крупу.
12. Закрывать задвижку на двери под раковиной.
13. Рвать, мять бумагу и набивать ей убираемую на хранение обувь.
14. Собирать на даче или в лесу ягоды.
15. Доставать что-то из узкой щели под шкафом, диваном, между мебелью.
16. Вытирать пыль, ничего не упуская.
17. Включать и выключать свет.
18. Искать край скотча. Отлеплять и прилеплять наклейки.
19. Перелистывать страницы книги.
20. Затачивать карандаши (точилкой). Стирать нарисованные каракули ластиком.
21. Раскладывать ложки и вилки в ящик в свои ячейки.
22. Закручивать гайки и болты разного размера

Данные рекомендации способствуют осмысленной, целенаправленной работе педагога или родителя с ребенком по развитию моторики, что в конечном итоге приведет к развитию мышления и речи ребенка в той или иной степени (в зависимости от способности мозга). Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

Я рекомендую шире использовать разнообразные игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук не только родителям, воспитателям дошкольных групп, но и учителям начальных классов, воспитателям, занимающимся с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

Во время занятий по развитию моторики следует помнить и соблюдать следующие общие правила:

— любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях.
сначала все упражнения выполняются медленно. Педагог следит, чтобы ребенок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости оказывается помощь.
— число повторений нового действия определяется возможностями занимающегося улучшать движение при каждой новой попытке;
— повторное выполнение с одними и теми же ошибками является сигналом к перерыву для отдыха и обдумыванию своих действий;
— интервалы отдыха должны обеспечивать оптимальную готовность к выполнению очередной попытки — как физическую, так и психическую;
— продолжать освоение движений при сильном утомлении нецелесообразно и даже вредно;
— перерывы между занятиями должны быть как можно короче, чтобы не потерять уже приобретенные умения и навыки.
___________________________________
Упражнения, способствующие развитию моторики рук:

1. Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук.
Ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также предплечья.
2. Ежедневная пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры (со стихами, скороговорками, звуками):
— упражнения выполняются стоя, но меняется исходное положение рук (перед собой, вверх, в стороны);
— специальные упражнения на столе (выполняются сидя).
3. Работа с предметами и материалом (ножницы, пластилин, конструктор, прищепки, бусины, крупы и др.)
4. Теневой, пальчиковый театр.
5. Упражнения в обводе контуров предметов. Рисование по трафаретам, по клеткам (зрительные и слуховые диктанты), закрашивание контурных предметов ровными линиями и точками. Штриховка вертикальная, горизонтальная, наклонная, рисование “петелькой” и “штрихом” (упражнения выполняются только простым карандашом).
6. Рисование несложных геометрических фигур, букв в воздухе и на столе ведущей рукой, затем другой рукой и обеими руками вместе; поочередное рисование каждым пальцем одной, затем другой руки.
7. Конструирование и работа с мозаикой, пазлами.
8. Выкладывание фигур из четных палочек.
9. Освоение ремесел: шитье, вышивание, вязание, плетение, работа с бисером и др.
10. Домашние дела:
— перемотка ниток;
— завязывание и развязывание узелков;
— уход за срезанными и живыми цветами;
— чистка металла;
— водные процедуры, переливание воды (мытье посуды, стирка кукольного белья. Объяснить и показать предварительно все процессы: смачивание, намыливание, перетирание, полоскание, отжимание;
— собирание разрезных картинок, ягод;
— разбор круп и т.д.

При подборе игровых упражнений следует принимать во внимание такие принципы:
— игровые упражнения должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строятся на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Ребенок знает, что получит необходимую помощь при затруднениях;
— постепенное усложнение игрового материала, упражнений, от простого к сложному.
— следует учитывать индивидуальные возможности ребенка.

Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по развитию мелкой моторики рук регулярной, выделив для этого время на занятиях педагогов и в процессе режимных моментов. Оптимальным является использование физкультминуток и свободного времени детей.
___________________________________
Игры-тесты позволяют проводить диагностику уровня развития моторики у детей.

«Пальчик с носиком здороваются».
После предварительного показа задания ребенку предлагается закрыть глаза и коснуться указательным пальцем правой руки: а) кончика носа; б) мочки левого уха.
Задание повторяется в той же последовательности другой рукой.
Оценка-вывод. Правильно выполненное задание — норма; если ребенок допускает неточности (дотрагивается до середины или верхней части носа, уха), это свидетельствует о незрелости его координационных механизмов и несоответствии возрастной норме.

«Уложи монеты в коробку».
На стол ставится картонная коробка размером 10x10 см, перед которой на расстоянии 5 см раскладываются в беспорядке 20 монет (жетонов, пуговиц) диаметром 2 см. По сигналу взрослого ребенок должен уложить как можно быстрее все монеты по одной в коробку.
Задание выполняется поочередно левой и правой рукой.
Оценка-вывод. Нормой считается правильность и время выполнения: для ведущей руки — 15 секунд, для другой — 20 секунд.

«Нарисуй пальцами кружочки».
В течение 10 секунд указательными пальцами горизонтально вытянутых вперед рук ребенок должен описывать в воздухе одинаковые круги любого размера (руки движутся в противоположных направлениях).
Оценка-вывод. Задание не выполнено, если ребенок вращает руками одновременно в одну сторону или описывает круги разной величины.

«Давай поздороваемся» (задание на оценку механизмов автоматизации движений ведущей руки).
Взрослый предлагает ребенку протянуть: а) левую руку для приветствия — «поздороваемся»; 6) сначала правую руку, потом левую; в) обе руки.
Оценка-вывод. Если ребенок справился с "приветствием" — это норма. На низкий уровень коррекции произвольных действий указывают лишние движения: ребенок сжимает кисть противоположной руки, приподнимает плечи, открывает рот и т.п.

Страниц: [1]
Mingle Forum by cartpauj
Версия: 1.0.34 ; Страница загружена за 0.059 секунд.